Вторая натура: прививаем детям полезные привычки

Вторая натура: прививаем детям полезные привычки

Вторая натура: прививаем детям полезные привычки
0
51
28 сентября 2019

Мало кто из родителей может похвастаться дипломом детского психолога или педагога, а ведь подрастающее поколение имеется практически в каждой семье. Никто не учит мам и пап растить здоровых и счастливых людей с правильными привычками, но это наука вполне посильная: достаточно знать несколько ключевых правил.

Откуда берутся привычки

Привычка представляет собой сформировавшийся стиль поведения. Для того чтобы некое действие или потребность стали привычными, их нужно повторить – и не единожды. В процессе повторения формируется условный рефлекс, который потом управляет поведением человека и заставляет индивида каждый раз выбирать один и тот же знакомый вариант. Это применимо и к детям, и к взрослым. Только у взрослых уже больше самостоятельности: маме с папой никто не указ, а вот дитя часто зависит в своём выборе от родителей.

Зрелый выбор

Почему взрослый вправе решать за ребёнка? У юного человечка пока нет достоверного опыта, зато есть незрелая пластичная психика и склонность к жизни в моменте. Дети живут «здесь и сейчас», а внимание и эмоции направлены исключительно на происходящее. При отсутствии чётких представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», результат непредсказуем. У подрастающей личности так или иначе сформируются какие-то принципы, управляющие поведением – чаще всего, не имеющие отношения к полезным («вредные» привычки складываются быстрее и проще). А вот целенаправленная работа над поведенческими паттернами – это ежедневный кропотливый труд.

Правила формирования необходимых моделей поведения

Рекомендации детских психологов относительно того, как прививать детям хорошие привычки, составлены с учётом особенностей возраста и восприятия. Простые и чёткие правила помогут упорядочить процесс и сделать родительскую миссию приятной.

Долог ли путь к желаемой цели

Бихевиористы (специалисты по поведенческой психологии) уверены, что любую дурную привычку можно заменить полезной. Поскольку поведение человека основано не только на психологических, но и на физиологических факторах, процесс привыкания и отвыкания управляем и измерим в пространстве и времени.

В своём труде по психокибернетике исследователь Мольц Максуэлл отметил, что старая ментальная модель утрачивает актуальность и заменяется новой в течение трёх недель. Минимум 21 день необходим для того, чтобы психика привыкла: «хозяин живёт по-новому». Другие исследования подтвердили, что вытеснение и замена действующего поведенческого паттерна требует в среднем около 66 дней. Цифры впечатляют? Первое правило для родителей выглядит так:

  • Не ждите мгновенных результатов.

Привычка возникает не за один день (помним о принципе многократности повторения!), и для замены одной модели на другую также нужно время. Будьте терпеливы.

Учить или приучать

Между процессами учёбы и приучения есть существенная разница. В первом случае передаются знания: старшие объясняют младшим, что к чему в этом мире. Во втором – проявляется настойчивость и последовательность, подтверждающая родительское намерение получить желаемый результат. Наскоком и нахрапом ничего не добиться: избранной стратегии следует придерживаться день за днём, ведь условный рефлекс формируется постепенно.

Допустим, пришла пора научиться самостоятельно шнуровать ботинки. Прежде всего, покажите и объясните, как это сделать. Потренируйтесь вместе. Поначалу ассистируйте. А далее наберитесь терпения: отпрыску понадобится достаточно времени и попыток всякий раз, когда нужно будет в одиночку справляться с нелёгкой задачей. Не стоит «внедрять план Б» и спешно обувать дитя своими силами – помните о приоритетах и последовательности. Итак, мы подошли ко второму правилу:

  • Будьте последовательны и помните о цели.

Когда начинать

Психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер убеждена, что воспитание здоровых привычек – процесс непрерывный, и начинать лучше сразу, как только предоставляется подходящий случай. Жизнь – лучший учитель, и шанс проявить свой педагогический талант появляется ежедневно.

Нет границ, которые отделяют возраст вседозволенности от момента наступления достаточной зрелости. Человек познаёт нормы и правила с рождения. Естественно, для каждого возраста используются соразмерные приёмы и способы донесения информации. Годовалому малышу можно сказать «нет», сопроводив слова строгим выражением лица и привлекающим внимание жестом. А для подростка понадобятся другие, более кардинальные меры. Следующие принципы воспитания гласят:

  • Не упустите момент: привычки формируются с рождения.
  • Используйте соответствующие возрасту приёмы воспитания полезных привычек.

В мире соблазнов

Важное значение играет среда, в которой взращиваются или разрушаются поведенческие модели. Имеет ли смысл объяснять вред сахара в семье, где на столе всегда стоит коробка с печеньем, а мама готовит по утрам блины с вареньем? Для того, чтобы сформировалась здоровая привычка, нужно попасть в здоровое окружение. У зрелого человека имеется тренированная воля и самоконтроль, которые позволяют не спускать зарплату на сладости или игрушки. Но ребёнок есть ребёнок – у незрелой личности есть свои, соответствующие возрасту ценности. Дитя не умеет заглядывать вперёд так далеко, чтобы предположить, какие последствия повлечёт за собой тот или иной выбор. Задача родителя состоит в том, чтобы помочь ребёнку достичь цели, поэтому:

  • Организуйте среду и обеспечьте условия, в которых зародятся новые модели поведения.

На личном примере

Кто-то мудрый сказал: не воспитывай детей, они всё равно будут похожи на тебя. Воспитывай себя. С этим мнением не поспоришь: главный пример в детских глазах – окружающие взрослые и их выбор. Сможет ли курящий отец убедить сына в том, что курение вредит здоровью? Сможет ли неряшливая мать привить дочери представления о женственности? Захочет ли дитя мыть посуду, глядя, как редко и неохотно это делают в родном доме? Вывод ясен:

  • Учите детей на собственном примере.

Цвет настроения

Напомним о ключевом моменте: дети живут эмоциями и тотально проживают происходящее. Подводить малыша к тому или иному стилю поведения нужно, заручившись силой положительных эмоций. Позитивный настрой и приятные ассоциации имеют огромное значение. Менторский тон и раздражение не помогут. Точнее, разрушительные и давящие на психику проявления всё усугубят. Поэтому всегда подбирайте слова и работайте над поведением в хорошем настроении. Запомните:

  • Будьте доброжелательны и старайтесь, чтобы новые привычки формировались с приятными воспоминаниями.

Сигнальная система

Надоедливые «шумы» в виде маминых напоминаний постепенно становятся однообразным фоном, поскольку ребёнок быстро адаптируется к раздражителю и часто банально не слышит ценных родительских указаний. Как быть? Воспользуйтесь дидактическими материалами. Дошкольники и младшие школьники отлично ориентируются по визуальным подсказкам. Повесьте в детской комнате напоминания в виде расписаний, последовательности действий, списков. Визуально воспринимается до 90% информации (в зависимости от ведущего канала восприятия), поэтому зрительные «напоминалки» – отличное подспорье. Итак, ещё один родительский «лайфхак»:

  • Используйте «внешние средства».

Жизнь научит

Иной раз нужно позволить ребёнку столкнуться с последствиями поступка. Нет ничего лучше, чем красноречивый жизненный урок. Естественные следствия покажут, чем чревато то или иное действие. Не поставил будильник? Проспал и получил «двойку» по поведению.

  • Не стремитесь всю жизнь «стелить соломку»: в жизни есть место естественным урокам (не противоречащим объективным нормам безопасности).

Привычка – дело наживное, но негативный поведенческий паттерн всегда можно изменить, если подходить к процессу мудро и с терпением. Желаем всем родителям удачи в нелёгком деле воспитания!

Полезное видео по теме статьи

Комментировать
0
51

Друзьям это тоже будет интересно

  (Оценок:   1)



Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно