Курс дыхательных упражнений при ревматизме сердца

Для самостоятельных занятий в домашних условиях мы рекомендуем 9 упражнений. Каждое упражнение состоит из нескольких заданий, составляя как бы миниатюрный комплекс. 1-5-е упражнения являются подготовительными. Им должно предшествовать освоение гармонично полного дыхания.

Курс дыхательных упражнений при ревматизме сердца

Первые пять упражнений надо осваивать постепенно. 6-8-е упражнения являются более сложными, причем не по трудности подобранных движений, а по продолжительности занятий. На каждое из пяти первых упражнений затрачивается 5 минут (2-5 раз в день), на 6-е — 7 минут и на 7 и 8-е упражнения — 10- 12 минут, не считая перерывов для отдыха между отдельными заданиями. Занятия по 9-му упражнению должны подготовить ребенка к вставанию и прогулке. 7 и 9-е упражнения при сравнительно хорошем самочувствии ребенка следует выполнять по 2-3 раза в день до еды.

Приступать к этому комплексу заданий следует только после консультации с лечащим врачом. Прежде чем проверять, правильно ли дышит ребенок, родителям необходимо самим освоить гармонично-полное дыхание.

Упр. № 1

  1. Ребенок лежит на спине, ноги вытянуты без напряжения мышц. Дыхание произвольное: он дышит так, как ему удобно. Руки лежат вдоль тела ладонями вверх. Кто-нибудь из родителей слегка, нежно и ритмично поглаживает ребенку предплечья: левой рукой правое предплечье, правой — левое. Когда левая ладонь движется вверх, правая должна двигаться вниз. Во время поглаживания напевать подходящую мелодию. Поглаживать 16-48 раз.
  2. Таким же образом поглаживать голени сверху.
  3. Ребенок лежит на спине, нога слегка согнуты, дышит гармонично-полным типом дыхания, но произвольно, в удобном для себя ритме. Необходимо слегка похлопывать икроножные мышцы снизу вверх, от ахиллова сухожилия к подколенной ямке. 5-6 раз.
Еще по теме:  Особенности и симптомы фибрилляции предсердий

Упр. № 2

  1. При выполнении этого и последующих заданий ребенок лежит свободно на спине, дышит гармонично-полным дыханием, без напряжения (форсирования вдоха). Вдох всегда делать через нос, а выдох — через рот со звуком «пф…». Каждое задание выполнять 5-7-10 раз, постепенно увеличивая количество повторений. Во время вдоха ребенок пальчиком то одной, то другой руки приподнимает кончик носа. Этот прием облегчает вдох и способствует освоению гармонично-полного не напряженного вдоха.
  2. Вдох такой же. Во время выдоха успеть поочередно согнуть и выпрямить ноги (2-3 раза). Отдохнув, приступить к следующему заданию.
  3. Вдох такой же. При выдохе полусогнутой правой рукой локтем описывать маленькие кружки (15-30 секунд); вначале руку вращает взрослый, а затем сам ребенок. Это упражнение помогает работе сердца (используется центробежная сила).
  4. Вдох такой же. Пока продолжается выдох, вращать стопы в одну и другую сторону. 12-16 раз.

Упр. № 3

Повторить упр. № 1, затем приступить к выполнению следующих заданий.

  1. Гармонично-полный вдох, при выдохе почувствовать на ладони теплую (выдыхать возможно медленнее), а затем холодную струйку воздуха (выдох со звуком «с»). Повторить 4-6-8 раз.
  2. Вдох произвести, приподнимая пальчиком кончик носа, а выдох начать с ощущения на ладони сначала холодной, затем теплой и снова холодной струи воздуха. Повторить 4-8 раз.
  3. Во время вдоха медленно вращать полусогнутой правой рукой, а при выдохе более быстро вращать стопы попеременно то в одну, то в другую сторону. Повторить 8-12-16 раз.

Упр. № 4

Повторить упр. № 1 и 3. Затем выполнить следующие задания.

  1. Лежа на спине, сделать вдох через одну ноздрю, другую зажать пальцем. Такой прием немного удлиняет вдох. При выдохе ребенок считает от одного до четырех громким голосом. Упражнение повторить 4-6 раз.
  2. Сделать вдох, приподнимая пальцем кончик носа, а при выдохе вести счет до 6-8. Повторить 4-8 раз.
  3. Сделать вдох через одну ноздрю, при выдохе шепотом и протяжно произносить «ква…». Повторить 2-3 раза.
  4. Сделать вдох, приподнимая пальцем кончик носа; во время выдоха (не возобновляя вдоха) произнести какой-нибудь короткий стишок, например: «Раз, два, три, четыре, пять! Вышел зайчик погулять». Повторить 3 -4 раза.
Еще по теме:  Чем опасна и как лечить синусовую тахикардию

Упр. № 5

(Предварительно повторить упр. № 1 и 2.) При выполнении заданий этого упражнения используется вибрация. Звук «сы-ын» передается в голову, а «хра-а-ам» — на предсердечную область попеременно, сначала в голову, затем на грудь. Такая вибрация действует успокаивающе на сердце. Приведенные слова надо произносить во время одного выдоха протяжно и по нескольку раз. Вдох возобновлять спокойно через нос. Повторить 4-6 раз.

Задания

  1. Петь «сы-ын». Вибрация отдает в голову (проверить это, держа пальцы на макушке).
  2. Петь «хра-а-ам» на низком тоне, создавая звуковую вибрацию в предсердечной области.
  3. Петь попеременно и то и другое слово.
  4. Петь «дын-дон», имитируя звон колокола.
  5. Между заданиями следует отдыхать.

Упр. № 6

Повторить упр. № 1, 5 и 2 по 2-4-6 раз, затем выполнять следующие задания.

  1. Сдувать с ладони перышко, постепенно усиливая струю воздуха, без рывков.
  2. Дуть на перышко, привязанное к нитке, постепенно усиливая струю.
  3. Сдуть с ладони вертикально поставленную спичечную коробку.

Между заданиями следует отдыхать.

Упр. № 7

Выполнить задания упражнений № 1, 2, 3, 4, 5.

Упр. № 8

До выполнения заданий упражнения № 1 необходимо слегка растирать ребенку рукой, будто щеткой, спину, ноги и руки. Сам ребенок должен лежать то на правом боку, то на спине. Затем выполнить упражнения № 2,3,4,5.

Упр. № 9

  1. Выполнить упр. № 1 и 5, затем вдохнуть, приподнимая пальцем кончик носа, а при выдохе согнуть и выпрямить обе ноги. 3-4 раза.
  2. После короткого (1-3 минуты) отдыха лежа спокойно вдохнуть, затем выдохнуть и сесть на кран кровати. Затем сидя вдыхать, а при выдохе ложиться. 2-3 раза.
    Закончить занятия лежа, выполняя задания упражнения № 6.

Дальнейшие занятия рекомендуется проводить сидя и двигаясь, но по указанию и дозировке лечащего врача.

Полезная информация?

Поделитесь ей с друзьями и они обязательно поделятся чем-то интересным и полезным с Вами! Это очень легко и быстро, просто нажмите кнопку сервиса, которым чаще всего пользуетесь: